Борис Чернышов

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с 30 апреля 2020 года, заместитель Руководителя Высшего Совета ЛДПР, депутат Государственной Думы VII созыва, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Вы для меня представитель молодых политиков, чиновников, который добился многого в таком молодом возрасте. Что является для Вас залогом успешного пути? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться таких достижений?

Главный принцип: не больше трёх лет. Нельзя дольше трёх лет быть на одной позиции. Три — три с половиной года нужно для того, чтобы понять специфику той или иной работы.

Что нужно иметь? Мне кажется, это живость ума с одной стороны, а с другой – позитивный взгляд на происходящее. Если быть в полном негативе, можно сойти с ума.

Какую позицию Вы бы ни занимали, всегда смотрите позитивно на те или иные вопросы, проблемы?

Борис Чернышов

Конечно! Потому что единственная проблема, которую невозможно решить — это смерть. Её никак нельзя изменить. Всё остальное можно “уладить с помощью зонта”, как поётся в песне, либо приложить определённые усилия и сдвинуть камень проблем.

Действительно ли один человек с таким позитивным мышлением способен что-то поменять?

Он способен изменить образ мышления хотя бы ещё одного человека. Но если эту волну запустить, тогда мы получим огромный охват людей с совершенно иным взглядом на происходящее.

Могли бы привести пример, как подобной методикой Вам удавалось реализовать те или иные начинания или решить какую-то проблему?

Удавалось привлечь ребят в моём избирательном штабе, когда я шёл на первые выборы в Москве в 2016-ом году. Они меняли своё мышление, мы шли вперёд, достигали своих целей.

И в Рособрнадзоре, конечно, были реализованы большие цели, мы повысили статус РФ в одном международном исследовании качества образования. Это командная работа, где один человек может только начать движение, а остальные присоединиться. Это классно.

Борис Чернышов

Какими качествами должен обладать современный лидер и являетесь ли Вы примером молодого лидера?

Об этом у меня написана магистерская диссертация. Основная функция лидера – мотивировать и зажигать. Если человек может мотивировать, тогда все задачи будут решены. Потому что остальные вопросы, например финансовой грамотности — это то, чему можно научиться. Часто необходимо освоить лишь определённую профессию, развить компетенцию до определённого уровня.

Сегодня Вы занимаете пост в Рособрнадзоре, расскажите про эту структуру.

Рособрнадзор часто путают с Роспотребнадзором и с Росрыбнадзором. Главная функция Рособрнадзора — это контроль за качеством образования, начиная от ясельного формата, заканчивая научными учреждениями, НИИ, где осуществляются те или иные образовательные функции.

Борис Чернышов

В каком качественном состоянии сейчас находится Российское образование на Ваш взгляд?

Тут нужно смотреть по уровню образования. В школьном образовании, я уверен, что скоро мы войдем в десятку стран.

Многие Российские ВУЗы входят в ТОП-100 мировых, это тоже большое достижение.

У нас почему-то часто принято посыпать голову пеплом и говорить “всё пропало”. На самом деле всё хорошо, мы потихоньку движемся к тому, чтобы наверстать те возможности, которые были упущены в период перестройки, развала СССР. Всё в будущем, и будущее нас ждет великолепное.

Что бы Вы лично изменили в Российском образовании?

Добавил вариативности, уменьшил нагрузку на учителей. Уменьшил бы отчётность, как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Огромное количество контрольных работ, тестирований – всё это вызывает плохое самочувствие.

Также я бы создал систему непрерывного мониторинга качества образования: каждая контрольная, каждый шаг ученика в школьном пространстве должен быть зафиксирован. Если у каждого ученика будет своё портфолио, где виден его путь и чем он интересуется, можно будет отменить ЕГЭ.

Например, если человек всю жизнь интересовался футболом, он не попадет в медицинский ВУЗ. Это исключит возможность выбора места обучения по типу “рядом с домом” или потому, что родители так захотели, если у самого ученика нет желания обучаться неинтересной ему профессии.

Это довольно распространённая ситуация в наше время. Как сделать так, чтобы люди шли обучаться в ВУЗ, опираясь лишь на истинные критерии?

Учителям нужно освободить время для того, чтобы начать разговаривать с ребёнком, следить за его соцсетями.

Не в плане “найти и уничтожить”, а в плане “понимать, что интересно ребёнку”.

Не для того, чтобы осуждать ребёнка, например, за его политические взгляды, а для того, чтобы увидеть, что ему нравится футбол или что-то ещё. Выявить таланты каждого.

Мне очень повезло, у меня был такой учитель — Швецова Людмила Леонидовна в городе Воронеж. Она со мной начала разговаривать, и когда благодаря ей я узнал про ВШЭ, я понял, куда хочу пойти и чем хочу заниматься.

А пока этого нет, пока школа занимается питанием, стройкой и т.д., у нас ничего не будет. Иногда с детьми нужно просто поговорить, и тогда появится возможность донести иную позицию до родителей, которые, возможно, хотят реализовать свои мечты в ребёнке.

У меня есть конкретный пример. Моя мама всегда хотела заниматься экономикой, но бабушка заставила её заниматься физикой, пойти по стопам дедушки. Так мы получили достаточно несчастного человека в плане своей реализации.

Борис Чернышов

По Вашему мнению, на каком уровне должны применяться эти идеи? На уровне учителя, школы или вышестоящих инстанций?

На всех уровнях. Должна быть создана инфраструктура. В школах должен появиться чиновник, который занимается всеми бюрократическими моментами, психолог, который работает с молодёжью.

Должны появиться возможности, чтобы школьники начали говорить, не стесняясь.

Иногда, при неправильной работе учителя или директора, ребёнок просто не может реализовать себя вне учебной деятельности.

Нужно начать инициативу снизу, поддержав её деньгами и возможностями сверху.

Бытует мнение, что образование сейчас не нужно, что оно не помогает в карьере и многие герои современности забросили школы, ВУЗы. Мы видим молодых миллионеров, которые “топят” за эту идею. Не является ли это пагубным веянием в молодёжной среде?

Так будет и дальше, пока СМИ не начнут рассказывать о людях, которые, благодаря своим мозгам, добились многого.

На самом деле, очень немного среди миллионеров выходцев без образования — скорее, это статистическая погрешность. Сегодня ты в тренде, в топе, ходишь на музыкальные премии, а завтра о тебе не вспомнит никто. Таких примеров огромное количество.

У образования есть весомые преимущества – это инвестиция в веру, что именно оно принесёт тебе успех. Это возможность для социализации — общение с твоей группой, с классом.

Самое главное — образование даст тебе знания. Без них — никуда, даже кашу не сваришь.

Какой бы ты ни был невероятный тиктокер, блогер, инстаграмщик, тебе всё равно придется готовить еду, знать хотя бы элементарные законы физики.

Недавно прошел Питерский форум, на котором известный тиктокер Даня Милохин стал одним из спикеров. При этом, по словам СМИ, реальных героев среди молодёжи, победивших на олимпиадах, не позвали. Такие ребята остаются в тени. Как повлиять на ситуацию, чтобы молодёжь про них знала больше и вдохновлялась их победами?

Для меня есть два формата тиктокеров.

Первый – это условно Даня Милохин, который поёт, прикалывается.

А есть один тиктокер — учитель, который решает задачи, у него много подписчиков. Поэтому просто нужно использовать современный формат. Мы зачастую имеем свои фишки, но не показываем это».

Борис Чернышов

Накануне празднования тридцатилетия, хочется спросить, какие цели Вы ставили перед собой и удалось ли их добиться?

Всех целей я добился. Это и вопрос семьи, и вопрос, связанный с реализацией в образовании и в мироощущении. Разве что пять лишних килограммов скинуть не удалось. Но это успеем.

Вот-вот Вы станете кандидатом в депутаты Госдумы. Успеваете ли Вы решить поставленные задачи на Вашей текущей должности в поставленный срок, пока переходите к новой позиции?

Все задачи, которые я ставил перед собой, я решил. Я участвую в выборах, и главная задача сейчас – победа моей политической партии, ЛДПР, реализация программ, в том числе и в формате образования. Это и снижение нагрузки на учителей, и повышение их зарплат, статуса. Будем отстаивать интересы молодёжи, поддерживать школьников.

Какие еще задачи Вы бы хотели решать на посту депутата?

Буду продолжать работу, которую я начал. Для меня главная задача – изменение законодательной базы в части увеличения возможностей для учителей и школьников.

Отмена ЕГЭ — этот экзамен имеет много противников. Хотя он дал мне возможность конкурировать и поступить в Высшую Школу Экономики. Не нужно бояться испытаний.

Через 5-10 лет мы создадим систему, которая по конкурсу портфолио даст возможность ребёнку не решать свою судьбу за 3-4 часа, сидя на экзамене, а решать её за все 11 лет, которые он провёл в школе, хорошо учась, развивая свои возможности. Уже в 11 классе он будет знать, куда хочет поступать.

Обещаю, что у нас будет комплексное и хорошее образование.

Откуда у Вас столько энергии? Чем вдохновляетесь и где черпаете силы, чтобы так энергично двигаться по жизни?

Из понимания, что жизнь скоротечна. В советское время меня бы назвали бегуном, который уходит с одной позиции на другую, скачет туда-сюда. Мне просто интересно попробовать себя везде, и Государственная Дума для меня не последняя точка.

Ещё это желание быть полезным людям, быть услышанным, реализовать свои инициативы.

Инициативы как депутата Госдумы седьмого созыва были реализованы если не все, то очень многие.  Увеличилось количество бюджетных мест в регионах, педВУЗы передали в Министерство Просвещения, первосентябрьский капитал, над которым насмехались был принят президентом РФ и реализован. Это очень важно.

Расскажите немного про себя, о своих увлечениях, чем занимаетесь в свободное от работы время, если такое есть?

Свободное время, конечно, есть.  Те, кто говорит, что все время работаем, мне их жалко.

Главное для меня – это любовь к путешествиям и семья. Дети – самое важное, что есть, это та энергия, которая меня подпитывает.

Также это участие во всевозможных проектах, мероприятиях, учёба. Каждый год я прохожу какой-либо курс повышения квалификации. В этом году я закончил учиться в Московской Школе Управления Сколково.

Для многих читателей этого интервью Вы станете примером как человек, который на пороге своего тридцатилетия является депутатом в Госдуму и важным чиновником, имеет колоссальный политический бэкграунд, при этом являясь простым человеком из обычной семьи. Какой бы совет дали тем, кто хочет попробовать себя в политике и добиться побед?

Не сотвори себе кумира.

Не нужно искать пример для подражания. Ты идёшь своей дорогой, она только для тебя, и только ты по ней пройдёшь. Да, ты будешь с кем-то пересекаться, идти с попутчиками, но в последний вздох ты будешь только один на один с собой, с Богом. И в этот момент придётся ответить на вопрос – всё ли было хорошо, или всё это было зря?  Неважно, кто ты — депутат, чиновник или художник, важно то, что ты делаешь, что хочешь.

Любимый городВоронеж
Если автомобиль, товелосипед
Если домашнее животное, тоникаких
Мужчина обязательно должен уметьсделать что-то своими руками
Женщина обязательно должна уметьуметь быть красивой
Если мне плохо, тоя смеюсь
Я не люблю в людяхпредательство
Чтобы решить трудную задачунадо расслабиться
Если часы, токоторые считают шаги
Если алкоголь, товода
Если заграница, толучше в Воронеже
Последний понравившийся фильмисторические фильмы Радзинского
Любимая музыкальная группа или исполнительАндреа Бочелли
Какого современника ты можешь назвать лидером?Владимира Жириновского
Кто должен стать героем одного из наших следующих выпусков?Владимир Жириновский
Какой вопрос ты бы ему задал?В чём секрет неиссякаемой энергии?
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в facebook