Юрий Грымов: «Театр может быть только современным»

российский режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер, художественный руководитель театра «Модерн»

Репертуар театра «Модерн» охватывает всё многообразие жанров: от комедий до драм. Какой из них Вам ближе всего?

Я не разделяю свои постановки по жанрам. Могу сказать только, что самый неинтересный из всех – это скучный жанр. По другим критериям я не делю, у меня нет понятий: детский, взрослый, исторический. Здесь все очень индивидуально. Театр для меня — высказывание.

Тогда, какое оно, — высказывание, которое Вы транслируете на сцене?

Моя главная задача — напоминать людям о том, что они хорошие. Им нужно чаще это повторять, потому что, как говорил мой любимый философ Мераб Мамардашвили, человек всю жизнь пытается быть человеком и не у всех это получается. Каждый из нас приходит в мир виде странного розового червячка, и на протяжении всей жизни мы пытаемся стать людьми. Нельзя говорить, что человек появляется на свет сразу с каким-то характером или позицией, многое он приобретает в процессе взросления от семьи, своего окружения и общества в целом. 

Театр и любое художественное произведение – это высказывание, которое подталкивает к тому, чтобы задумываться, рассуждать и пытаться становиться людьми.

Ваши постановки доступны для понимания любому, или зрителю обязательно надо заранее готовиться к просмотру, чтобы постичь смысл?

Мне кажется, что мои спектакли доступны каждому. Но вопрос в том, насколько хорошо зритель сможет понять произведение. Если у вас есть определенный культурный бэкграунд, то, конечно, вы увидите чуть больше и шире, так как во всех постановках есть определенный подтекст. Если же ваших знаний ввиду опыта или возраста меньше, это не значит, что вы ничего не поймете. 

Сюжет спектакля – это не самое главное, в театре очень важно «не что, а как», огромную роль играют постановка света, определенная композиция, игра актеров. Все это в совокупности и дает дополнительные эмоции. В спектакле особенно важна мысль, заложенная в него автором, атмосфера и правда, которую транслируют на сцене. Залог хорошей постановки кроется в длительной совместной работе команды. Режиссеру-постановщику необходимо суметь передать свои чувства и энергию актерам так, чтобы они смогли передать это залу. И нельзя забывать, что в театре зритель тоже работает, он мыслит и сам должен во всем разобраться. Не так важен багаж знаний, как умение зрителя чувствовать и сопереживать происходящему на сцене. 

<strong>Юрий Грымов: «Театр может быть только современным»</strong>

Где Вам проще транслировать свои идеи: в кино или в театре?

Кино сильно изменилось с того момента, как я в нем работал. Раньше было большое кино, а сейчас его попросту нет, поэтому я и ушел в театр. 

Вспомню здесь ответ Аль Пачино на вопрос, чем отличается актер театра от актера кино. Он сказал, что актер — канатоходец, только в театре канат натянут к потолку, а в кино он лежит на полу. То же самое можно сказать и про режиссера. Театр более сложный вид искусства, более древний и изобретательный, а кино сейчас превратилось в сплошной аттракцион. Сравним, например, почему в кино можно есть и шуршать разной непонятной едой, а в театре этого не происходит. Даже такая мелочь показывает большую разницу и отношение к тому, что происходит на экране и на сцене.

Раз мы уже затронули кино, как Вы думаете, какое место сейчас в культуре занимает телевидение и стоит ли его развивать в нашей стране?

Для меня телевидения сейчас не существует, потому что у меня был богатый опыт работы на ТВ в 90-е годы. Тогда было и телевидение, и журналистика, был автор, который изобретал формат, была своя четкая позиция. Сегодня это утрачено. Телевидение потеряло образовательный аспект. Оно несет лишь информацию и из-за этого стагнируется. Почти невозможно смотреть программы с невоспитанными людьми в эфире, которые только и делают, что перебивают друг друга. Я всегда был человеком телевидения, но сейчас мне пришлось исключить его из своей жизни. Раньше было интересно, сейчас – нет. То же самое происходит и с кино. Нельзя развивать кино, снимая по госзаказам спортивные и военные драмы и превращая всё в приключенческий жанр. 

Я воспитан на прекрасных советских картинах, которые, к сожалению, тоже варварски разрушают, превращая в цветное кино. На данный момент театр — единственное место, где остался автор, у которого есть позиция и свой угол зрения.

Почему Вы считаете, что старые фильмы лучше оставить в оригинальном черно-белом варианте?

Я искренне не понимаю, зачем их «раскрашивать». Во-первых, это нарушение авторского права. Ведь те фильмы специально снимались черно-белыми, и даже тогда, когда цветное кино уже существовало. Художники, операторы и режиссеры закладывали в изображение определенную эстетику. А потом кто-то решил вмешаться и сделать лица как кусок мыла. Посмотрите, например, как разукрашен фильм «Офицеры» или «Семнадцать мгновений весны». Это катастрофа. В Америке был случай, когда Дональд Трамп решил «разукрасить» культовый фильм «Гражданин Кейн». Общественность запретила ему это делать. А у нас это происходит спокойно, и все нейтрально к такому относятся. Моя последняя картина, которую я снимал — «Три сестры» — тоже черно-белая. Наверное, когда-нибудь кто-то захочет и ее разукрасить…

<strong>Юрий Грымов: «Театр может быть только современным»</strong>

Если мы говорим про образовательные проекты на ТВ, есть ли шанс, что они возродятся, и нужны ли они с учетом различных интернет-платформ?

Телевидение вообще утратило актуальность. Сейчас там односторонняя верстка. ТВ не развивается, и рейтинги у каналов падают. Я пока не вижу перспектив, чтобы что-то начало меняться. Для начала необходимо изменить общий вектор отношения к зрителю, и поделиться контентом с интернетом, которому нужно отдать информационные функции. Интернет — информационное поле, а ТВ – это универсальный жанр, который сочетает очень много вещей. Телевидение должно транслировать качественный материал, который заранее подбирается профессионалами. 

Я говорю про каналы широкого спектра. Почему в театрах сейчас аншлаг? Потому что зрителю хочется общаться с умными людьми, узнавать что-то новое о себе. Ему интересен живой контакт с другими. 

В условиях такого информационного потока есть ли какие-то советы, как обезопасить свое пользование?

Единственное правильное отношение к информации — доверять людям. Смотреть и слушать тех, кому вы доверяете, чей опыт вам интересен, чью жизненную позицию вы разделяете. А информационного потока не существует. У нас все стало очень однобоким. Мы же не знаем, например, какая музыка сейчас популярна во Вьетнаме или во Франции, а этот поток существует. Тоже самое можно сказать и про образовательный поток. 

Как Вы относитесь к тому, что во время пандемии многие спектакли стали транслировать онлайн?

По мне, это – ужасно. Хорошо снять спектакль — определенный талант, и это очень трудно. Нельзя просто поставить 5-10 камер и смонтировать. Театр — это живой организм. Во время пандемии я посмотрел некоторые спектакли, которые до этого видел в живую. В интернете их атмосферу совсем не удалось передать. Такие записи даже способны отпугнуть зрителей. Если человек собирался в театр, а потом увидел в интернете такое, он передумает туда идти. Я видел подобные комментарии под записями постановок. 

Условно из 100 спектаклей, которые я видел, возможно, только 5 были хорошо воспроизведены на камеру. По этой причине театр «Модерн» ничего не снимает онлайн.

Как вам удается выстроить контакт со зрителем и удержать его внимание до конца? Сейчас людям вообще трудно концентрироваться на чем-то одном и не отвлекаться. 

Вы говорите про не очень здоровых людей, зависимых от своих телефонов. В театре таких людей – около 1%. И это скорее вопрос о воспитании человека и о качестве самого спектакля. 

Как Вы относитесь к включению в спектакли цифровых спецэффектов? Насколько театру нужны эти технологии? 

Каждый театр сам решает, какой сценический язык ему использовать, поэтому стоит включать настолько, насколько нужно. Каждый художник так же, как и актеры, выбирает, какими художественными инструментами пользоваться, какую мысль транслировать. Гений театра как раз и состоит в том, чтобы у автора была свобода в выборе способов высказывания.

Изменился ли за последнее время зритель, стал ли он более искушенным?

Нет, искушенным не стал, но стал более заинтересованным в спектаклях. Сейчас театры переживают своего рода ренессанс, о чем можно судить по полным залам. Многие приходят в театр впервые. У нас зрители часто становятся постоянными гостями. Увидев одну постановку, смотрят весь репертуар. 

Главное помнить, что театр — это очень живая история, и его материя должна всегда быть актуальной. Это не значит, что вы переодеваете старую пьесу в джинсы, но вы находите вибрации, которые откликнуться людям. Мне особенно смешно видеть театры, которые сами себя назвали классическими или современными. Таких не бывает. Театр может быть только современным с актуальными идеями, интересными зрителю. 

Какие театры в Москве Вам нравятся?

Многие, сейчас все так быстро меняется. Из любимых, например, Мастерская Петра Фоменко или Театр Вахтангова.

Как Вам удалось возродить театр «Модерн»? В чем ваш секрет успеха?

В этом мне помогла команда ярких людей. Театр — это же семья. В какой-то момент я понял, что не смогу заниматься тем, чем занимался раньше: кино, шоу-бизнес, дизайн, и пришел в театр. И ни разу за это время не пожалел. Я рад чувствовать себя на своем месте, видеть отклик, замечать приток зрителей. К нам приходят новые актеры и художники, постоянно обновляются постановки. В этом сейчас моя жизнь. И тот успех, который мы имеем, конечно, добавляет сил всему нашему коллективу. 

Что Вас подтолкнуло к полному сосредоточению на театре? 

Переход получился вполне осознанным и органичным. В определенный момент я начал понимать, что отечественный кинематограф сильно страдает, а мировое кино превращается в маркетинговый инструмент. Был один случай, двадцать лет назад, после выхода кинокартины «Муму» ко мне подошел Григорий Горин и спросил, не хочу ли я поработать в театре. На тот момент я считал, что театр мне не нужен. Но потом судьба распорядилась так, что я абсолютно влюбился в театр и стал отдавать ему все свое время. 

Совсем недавно состоялась премьера спектакля «Леонардо» — вторая часть трилогии «Антихрист и Христос» — о людях, которые перешли определенную грань. Как в современном мире выстроить внутри себя стержень, который предостережет от неправильных поступков?

Нужно быть честным хотя бы по отношению к себе и иметь возможность раскаиваться, признавать свои ошибки. Только тогда человек сможет остаться человеком. 

По жизни необходимо рассуждать и окружать себя интересными людьми. Самое страшное — когда в вашем окружении много дураков, это общение разрушает вас самих. Поэтому надо стремиться окружать себя талантливыми людьми, пусть чем-то неудобными, но способными вывести вас к свету. 

Какой ваш главный жизненный принцип?

Сложный вопрос. В своей жизни я всегда старался делать то, что мне близко, пробовал себя в разных сферах: телевидение, шоу-бизнес, мода, дизайн, кино. Для меня важно делать то, что я хочу, и общаться, с кем хочу. 

Откуда вы берете вдохновение?

Люди, путешествия, литература, встречи. В первую очередь — общение. Мне повезло встречать очень интересных людей, легенд советского театра, кино, начиная с самого детства. 

Кого вы можете назвать интеллигентным человеком?

Того, кто переживает не только за себя. 

Что Вы думаете про ситуацию с культурой в России? Какие у нее перспективы? 

Ситуации с культурой в России всегда были одинаковы. Всегда были взлеты и падения. Всегда были и есть авторы, которые интересны людям. 

Конечно, эта сфера заслуживает большего внимания к себе. Я вообще считаю, что главным в стране должно быть Министерство культуры, потому что мы с вами и есть культура — то, как мы говорим, что едим, на чем спим. Это неотъемлемые части жизни. И если, например, понятие «культура» отнять у бизнесмена, то он превратится в бандита. Такое уже происходило в 90-е годы. 

В целом, культура существует, она развивается, и этот процесс прекратить нельзя. 

Какие планы у театра «Модерн»? Чего сейчас хочет зритель?

Наш репертуар уникален – 90% пьес, которые идут в «Модерне», вы не увидите больше ни в одном театре. Только что мы выпустили масштабный спектакль «Леонардо» – вторую часть трилогии «Антихрист и Христос». Первый спектакль – «Пётр I» – также с успехом идет в театре. А премьера третьей части состоится в новом сезоне.

Сейчас мы приступили к репетициям спектакля «Цветы нам не нужны» – его содержание я пока держу в тайне, премьера уже скоро. Приглашаю вас в «Модерн»!

<strong>Юрий Грымов: «Театр может быть только современным»</strong>
Гастрономия

Гастрономические новости

Спешл из мацы в Saviv Шеф-повар столичного Saviv, Илья Черкашин, сделал мацу обязательным ингредиентом блюд, в которых изначально его быть не должно. Гастрономическая история получилась любопытной

Lifestyle

Превентивная медицина: новый вектор развития здравоохранения

23 апреля состоится пресс-конференция Международной Ассоциации специалистов и организаций в области превентивной и образовательной медицины (МАПОМ). Главной темой станут новые требования общества к медицине, новая