В маркетинге и пиаре важно уметь быстро реагировать на изменения реальности и рынка. А для этого нужно тренировать насмотренность и узнавать больше реальных кейсов. Поэтому мы попросили Оксану Апкарян, основательницу агенства PR SPACE 24/7, рассказать о своих любимых кинокартинах о маркетинге и рекламе, которые могут вдохновить на новые идеи.
Дерзкая, амбициозная индустрия рекламы обладает своеобразной кинематографичной романтикой. На большом экране эмоциональные брейнштормы, яростные отстаивания сумасшедших идей, встречи с клиентами в ресторанах за бокалом вина и рекламные кампании со звездами смотрятся эффектно, а истории в основе сюжетов часто становятся полезными и для самих рекламщиков.
В доказательство Оксана собрала для вас подборку фильмов, сериалов и документалок о рекламной индустрии, брендах и управлении потребителем. Вдохновляйтесь, друзья, учитесь и развивайтесь.
Wag the Dog (1997)
Пожалуй, это один из лучших фильмов о политическом PR! В основе сюжета — секс-скандал вокруг президента США накануне выборов. Как в сложившихся условиях грамотно переключить внимание электората, а заодно и поднять рейтинг кандидата на высочайший уровень? На этот вопрос отвечает PR-команда Конрада Брина. Приготовьтесь, ваш мозг будет взорван и смотреть на мир как прежде, уже не получится. Но этот фильм того стоит.
The Joneses (2010)
А этот фильм ярко демонстрирует, какой может быть нативная реклама, если вывести ее на совершенно новый уровень. Представьте, в городок N приезжает семья Джонсонов, которая словно с обложки журнала. Они настолько идеальны, что жители моментально хотят стать точь-в-точь такими же: носить те же вещи и аксессуары, ездить на таких же машинах, перенимать хобби и образ жизни. Только вот образец американской семьи на деле — работники маркетинговой компании под прикрытием. Чем все закончится, рассказывать не буду, но смотреть рекомендую с блокнотом в руках — фишки работы с лидерами мнений однозначно стоит взять на заметку.
What Women Want (2000)
Трогательную историю превращения бабника Мела Гибсона в чувствующего и любящего мужчину, уверена, многие знают наизусть. Но в подборку этот фильм входит абсолютно заслуженно. Здесь довольно точно передан один из постулатов рекламы: хочешь создать действенную рекламную кампанию, проникни в мозг своей аудитории. Попробуйте пересмотреть картину с профессиональной точки зрения, возможно, вам на ум придет решение застопорившегося вопроса.
Generation П (2011)
Порой для создания свежего, нового нам нужно оглянуться в прошлое и вспомнить, с чего всё начиналось. Сюжет «Generation П» возвращает нас в Москву 90-х, где в лихой и ежеминутно меняющейся реальности взрослеют и формируются как личности главные герои. На что обращаем профессиональное внимание при просмотре? В своей экранизации Виктор Гинзбург очень точно передает, какими были первые рекламщики и насколько почти трогательно и нелепо смотрелись первые рекламные плакаты и ролики по ТВ.
Сироп (2012)
В основе сюжета — история молодого амбициозного парня Ската, который придумывает собственный напиток, решает его продвигать и разбогатеть. Естественно, здесь появляется злостный соперник, который крадет его идею, а дополнительный драматизм в истории придает любовная линия. На первый взгляд, фильм рассказывает о становлении личности и внутреннем рост, но мы обращаем внимание на основы работы маркетолога. В фильме наглядно показана стратегия «Как продать себя» и многим, особенно начинающим, рекламщикам стоит взять его на заметку.
И еще немного фильмов, но уже документальных. Они подробно рассказывают о разных сторонах рекламной индустрии. Смотрим и конспектируем.
The Century of the Self (2001)
Фильм от BBC повествует о том, как во всемирную эру становления свободы власть задействовала идеи Фрейда. Легендарный доктор считал, что человечество подвержено агрессивным и сексуальным намерениям. Соответственно, тот, кто сумел подчинить себе эти аспекты, может управлять обществом.
Величайший фильм из всех когда-либо проданных (2011)
Документалка, которая зайдет тем, кто активно развивает продакт-плейсмент. В основной канве фильма лежит история продвижения брендов и различных компаний услуг через ТВ и киноиндустрию. Но вместе с тем режиссер Морган Сперлок и сценарист Джереми Чилник задаются философским вопросом — где заканчивается свобода творцов киноискусства, вступающих в партнерские отношения со спонсорами?
«No Logo. Люди против брендов» (2003)
В основе фильма — одноименная книга Наоми Кляйн, в которой автор рассматривает любопытную мысль: именно бренды формируют реальность и идеалы, за которыми идут потребители, а не наоборот. Естественно, речь идет о крупных корпорациях (Apple, Starbucks, IKEA), которые имеют колоссальное влияние на сознание людей. Их феномен и рассматривают создатели фильма.
Социальная дилемма (2020)
Взглянуть на рекламу глазами людей, создающих эту самую рекламу, предлагают авторы «Социальной дилеммы». В фильме уволившиеся по собственному желанию работники Google, Facebook, Twitter, YouTube и других IT-гигантов рассказывают о своих разработках для компаний, о том, как созданные ими алгоритмы пагубно влияют на жизнь людей, и причинах ухода из этой сферы.
Дети-Потребители: Коммерциализация Детства (2008)
На финал оставляю неоднозначную документалку Адрианы Барбаро и Джереми Эрпа. Она порицает рекламную индустрию и без купюр показывает, как многомиллиардная маркетинговая машина практически уничтожает человечество, продвигая обществу вредные продукты, товары и услуги. Всем, кто решил связать жизнь с рекламой, стоит посмотреть этот фильм, чтобы не забывать: у каждого действия есть последствия. Об этом важно помнить.