Искусство — зеркало эпохи: как изменилась живопись за последние 30 лет и что ждет современных художников в обозримом будущем?

Об этом и не только рассказывает российская современная художница Kalina (Наталья Кальянова).

Наталья, расскажите, пожалуйста, немного о себе. В каком направлении вы работаете? Что привело вас в творчество?

В детстве и юности тяги к рисованию у меня не было совсем. Но, становясь старше и мудрее, я все больше стремилась к гедонизму и думала о том, чтобы бросить работу и уйти в рисование. От которого, как оказалось, я получаю удовольствие.

Постоянная усталось и недосыпы в IT-индустрии, где я много лет строила карьеру, сильно сказывались на моем внутреннем равновесии. В конце концов, мне надоело работать «на дядю», и я почувствовала острую необходимость в свободе. 

Рисование открыло во мне творческую сторону, хотя мне всегда казалось, что я материалист. Занятия живописью — отличная возможность в хорошем смысле эскапизма, даже в некотором роде психотерапия. Поэтому я полностью погрузилась в это ремесло и ни о чем не жалею.

В своих работах я использую разные направления европейской живописи, однако особое предпочтение отдаю все-таки натуралистическому изображению. Главный фокус я делаю на человеке, но и пейзажи занимают немалую часть творчества. Мои картины призывают бороться с серостью и жить здесь и сейчас.

Сложно ли творческому человеку найти себя? Как бороться со страхом пробовать что-то новое и выделиться из толпы?

К искусству я в принципе отношусь легко и свободно, поэтому у меня не было страха начинать писать картины, чего не скажешь о публичной составляющей. Например, выступать с речью и давать интервью я еще не привыкла, а принимать неконструктивную критику всегда отказываюсь, поскольку мой подход к написанию картин — уникален. 

Я считаю, что в любом деле важно не бояться экспериментов. Всегда можно закрасить холст и начать заново. Прислушивайтесь к опытным коллегам и не обращайте внимания на стороннюю критику. Вы художник — вы так видите! И самое главное — перестаньте копаться в себе и заниматься самоанализом: только уверенность даст сильный толчок в развитии. 

Как, на ваш взгляд, изменилось западное и отечественное искусство от 90-х годов до наших дней? Что на это повлияло? 

Искусство 90-х на российском поле считалось творчеством большого жанра. Его задача состояла в том, чтобы поднимать остросоциальные и политические темы — такая была эпоха. Сегодня же мы видим все больше художников, которые концентрируются на человеческой составляющей. Они делают акцент на конкретных людях и их внутренних переживаниях и все менее — на чем-то масштабном. 

Конечно, на искусство значительно повлиял технологический прогресс. Если в 90-е люди отдавали предпочтение перформансу и акционизму, то сейчас популярными становятся видеоарт и NFT-проекты.

Важно отметить, что мы наблюдаем синергию между искусством и технологиями. Например, нейросети способны генерировать потрясающие картинки — и это отличный инструмент художнику для вдохновения и экспериментов. Но как ни странно, сейчас также идет тренд на традиционное ремесло и крафтовость, люди все чаще нуждаются в уюте и камерности, устав от бесконечных компьютерных процессов. Я считаю, что стремиться в ближайшие годы мы будем именно к этому. Более ценным станет то, что сделано человеком. Даже в картинах людей интересуют больше пейзажи и портреты, нежели абстракции. Хочется живой и уютной истории.

Современный художник — кто он? Что сейчас вдохновляет мастеров и что они пытаются донести в своих работах?

Вряд ли мы сможем найти собирательный образ современного художника, скорее всего, его нет. Однако действительно прослеживаются некоторые общие характеристики.

Если раньше художником считали человека, для которого искусство — вся его работа и хлеб, то сейчас — рисование лишь часть его жизни. Можно сказать, что современный художник — многопрофильный специалист, жонглер. Ведь просто написать картину теперь недостаточно — нужно уметь продвигать и продавать как продукт, так и свое имя.

Более того, сегодня художники идут в ногу со временем и осознанно подходят к рисованию. В наши дни мир очень непрост, необходимо быть открытым к повестке и трансформациям. Сейчас мастера более социализированы, открыты жизни и настроены на коммерческие цели.

Каждый художник по-своему уникален, да и вдохновение очень индивидуально. Меня, например, вдохновляют люди, фотографии и путешествия — они заряжают новыми эмоциями и идеями.

Искусство — зеркало эпохи: как изменилась живопись за последние 30 лет и что ждет современных художников в обозримом будущем?

Что, по вашему мнению, особенно отличает российского художника от западного? Чему друг у друга стоит поучиться?

Дело в том, что у нас нет необходимой инфраструктуры для художников, например, галерей или резиденций. Считается, что картины — привилегии богатых, здесь не принято их приобретать, да и не много кто может себе их позволить. А где нет покупательской аудитории — нет и условий для развития. Но я считаю, эту культуру необходимо взращивать, постепенно обращаясь к работам современных творцов. Например, привозить картины из путешествий или радовать себя и близких по праздникам шедеврами под заказ.

Какие в наши дни наиболее популярны направления живописи? Что цепляет аудиторию и почему? 

Выделить какие-то определенные трендовые стили сложно — это очень субъективный вопрос. Возможно, только лет через десять получится дать однозначную оценку или статистические данные. Однако бытует мнение, что есть три категории картин, которые покупают чаще всего: обнаженные женщины, лошади и море. Это не доказано, да и я с этим не совсем согласна: люди выбирают те картины, в которых находят отражение себя. 

Одна из самых актуальных для общества тем сегодня — искусственный интеллект. Верите ли вы, что нейросети способны заменить художников? 

Очень важно понимать, что это невозможно. Если художник способен запечатлеть мир вокруг, то почему его не заменил в свое время фотоаппарат? Или кино не избавилось от книг? То же самое и с нейросетью. Это действительно хороший инструмент для художников, предоставляющий большое поле для креатива и вдохновения. Искусственный интеллект не может придумывать что-то новое — только копировать, поэтому не в силах создавать новые стили, а соответственно, и заменить мастеров. 

Каким вы видите искусство в ближайшие 10 лет? Что нас ждет?

Во-первых, искусство и дальше пойдет рука об руку с технологиями. Будут создаваться различные инструменты, которые мы сможем интегрировать в свое ремесло. Во-вторых, мне кажется, что появится тренд на сказочные и мифические тематики, стили. Компьютеры, офисы и рутина настолько заполонили нашу жизнь, что мы стали совсем забывать о своем внутреннем состоянии. Мир сейчас движется очень быстро, становясь все сложнее и меняясь буквально каждый час. Должно быть что-то, что привнесет в нашу жизнь ощущение праздника и беззаботности, поэтому нам захочется волшебства.

Ну и в-третьих, промышленность тоже не стоит на месте, поэтому, конечно, материалы для работы будут совершенствоваться.

Планируете ли вы какие-либо большие проекты в ближайшее время?

17 и 18 августа в рамках пространства Cube.Moscow я презентую свои работы на персональной выставке ART WEEKEND. Это отличная возможность не только заявить о себе, но и обменяться опытом с единомышленниками.

Также мои работы будут представлены на театральной импровизации «Живые картины» проекта «Вне…театр», где по сюжетам картин актеры создадут художественный перфоманс. А зрители предстанут в роли драматургов, от которых будет зависеть ход постановки.

Бизнес

«Женский взгляд: как формируется новая культура предпринимательства»

Как поменялась культура предпринимательства за несколько лет? Как нужно вести бизнес сегодня, чтобы иметь конкурентное преимущество? Как яблочный смузи помогает привлечь новых клиентов? Отвечает Кира

Читать »
Гастрономия

Гастрономические новости

Гастроли Insider Bar в «ГЭС-2» 18 мая во время Ночи в «ГЭС-2» пройдут гастроли культового Insider Bar холдинга gt. Галактиона и Элины Табидзе. Бартендеры Insider Bar (входит в

Читать »
Бизнес

Бизнес на знаниях: стратегия развития и монетизации образовательных программ

Эльвира Гринберг – бизнес-эксперт EdTech, член жюри международных Digital конкурсов, ментор международной бизнес ассоциации «ЯЛидер», спикер и член Евразийской бизнес ассоциации, посетила 39 стран. С

Читать »